midori_ko (midori_ko) wrote,
midori_ko
midori_ko

и снова "Школа Розенталя"

Лекант, Касаткин, Клобуков.
Кто из них? Касаткин? Клобуков? Лекант? Их могло быть и двое. Все трое? Нет, даже если так, гений среди них один, это очевидно.

Следы так называемой «Школы Розенталя» - тайного содружества поэтов-мистиков - обнаружились в старом, испытанном в боях сером томике «Краткого справочника по современному русскому языку» (М., Высш. шк., 1991). Как мы уже знаем, представители «Школы» скрывали свои творения, а иногда и свои имена, под невзрачными обложками учебных пособий. Они запутывали следы, прятали строчки бессмертных текстов в сумрачном лесу параграфов и упражнений. На что рассчитывали поэты? На то, что их единственным читателем будет непосредственно русский язык, бессмертный и непостижимый? Или их акция, длившаяся годами и даже десятилетиями, призвана донести до мира ту горькую истину, что читатель – любой читатель – всякий раз не понимает, что именно он читает? Или они изначально ориентировались на узкий круг посвященных и столь изощрённо шифровали тексты, веря, что достойному достаточно намёка и пытаясь ограничить круг читателей двумя-тремя автономными кукушками? Кто знает… Сейчас достаточно сказать, что литературоведческой науке и широкой читательской аудитории вновь ужасно повезло – прислал ей кто-то сыра грамм, думается, двести – в справочнике Леканта, Клобукова и Касаткина мы обнаруживаем следы гения. Первая, наиболее естественная, гипотеза о неслучайности выделения примеров курсивом сразу же дала блестящие результаты, и вот мы представляем вашему вниманию реконструированный поэтический цикл под условным названием «Стр. 274-293», названный так исследовательской группой по номерам страниц, на которых неизвестный автор (Лекант? Касаткин? Клобуков?) прятал свои произведения.
Характерный для «Школы Розенталя» абсурд здесь глубоко конкретен и внутренне лироэпичен. Отмечу неожиданные, несвойственные другим авторам «Школы» песенные рефрены в «Доме из Камня», символизм «Школы на Озере» и экстатическую и в то же время парадоксально протестную религиозную лирику «Отца».
Думаю, на данном этапе, когда реконструировано достаточное для первоначальных обобщений количество текстов, мы уже можем сказать, что преодоление абсурда, рождающееся в его собственных недрах, и есть основная задача поэтов «Школы Розенталя».

Обратимся к текстам.

Стр. 274

Течением уносит лодку.
Ветром повалило сосну.
Школы у нас на озере не было.

Стр. 274-275

На станции было безлюдно.
В лесу было тихо.
В комнате было прибрано.
Газет не оказалось.
Уже обо всём сказано.
Девочке весело.

Стр. 279-280 (ОТЕЦ)

Кто пришёл? – Отец.
Отец пришёл? – Да, отец.
Отец пришёл? – Да, пришёл.
Что день грядущий мне готовит?
Любишь ли ты зиму? Ты любишь зиму?
Синиц ловить идём, дядя?
Да, откровенно говоря, кого не трогает искусство? Кого оно не облагораживает?
Да замолчишь ты наконец?

Стр. 281

Весь мир как дикое поле.
Правды не переспоришь.
Огонь маслом не тушат.
Бежать по эскалатору запрещается.
Дважды молоду не бывать.
Хоть бы звук… хоть бы тонкий живой писк…

Стр. 288 (ЛЕСОМ-ПОЛЕМ)

шёл в лес
шёл полем
шёл рядом
вернулся утром
дерево возле дома

Стр. 288 (ДОМ ИЗ КАМНЯ)

Кленовый лист, бегущий олень,
Моя сестра, третий день.
Кленового листа, кленовым листом.

Холод осени, дом из камня,
Лес у дороги, бежит через поле.
Холодом осени, в доме из камня.

Стр. 293-294

Холод. – Холод? – Холод!
Бежать! – Бежать?
Брр! Холод!
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами.
Что же вы не плачете?
Tags: школа Розенталя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments